DIY на волнах кризиса

45647 По данным аналитического агентства INFOLine,  ёмкость российского мелкооптового и розничного рынка  строительных и отделочных материалов (DIY) в 2014  году превысила с учётом НДС 1,07 трлн рублей.  Совокупная ёмкость рынка DIY, Garden (товары для сада  и огорода) и Household (товары для дома) достигла 1,5  трлн рублей (с учётом НДС). Если к этому прибавить  продажи в мелкооптовом сегменте, то общий объём  рынка превышает 2 трлн рублей (с учётом НДС).

Эксперты прогнозируют, что кризис только начинается и будет продолжительным. Рынок ждёт череда банкротств — как сетей, так и поставщиков и производителей. В результате сильнейшие игроки Leroy Merlin, OBI и Castorama только упрочат свои лидирующие позиции.

В целом на рынке работает более 600 сетей DIY — как специализированных, так и универсальных. Доля современных форматов торговли на рынке DIY превышает 75%, при этом более четверти объёмов приходится на топ-10 крупнейших ритейлеров DIY.

Российский рынок DIY в 2014 году упал в долларах, но остался седьмом месте по размерам после США, Китая, Индии, Германии, Франции и Великобритании. По потенциалу российский рынок DIY является №1 в Европе. Топ-5 основных игроков российского рынка DIY не изменился: Leroy Merlin, OBI, Castorama, СТД «Петрович», «Максидом».

2014 год был тяжёлым для отрасли. Из-за падения выручки и изменения делового климата своё развитие в России приостановила K-Rauta. По причине финансовых проблем закрываются сети магазинов «Перестройка» в Новосибирске и Кемерово; не менее 15 магазинов торговой сети «Метрика», расположенные в Поволжье и Центральном федеральном округе. Не выдержав изменившихся условий и обострившейся конкуренции, рынок покинули «Старик Хоттабыч», «Армада», «Евроинтерьер».

Причинами закрытия сетей эксперты считают нерасторопность в поиске оптимальной формы для позиционирования и зависание между форматами. Конкуренцию на рынке усиливают и открытия международных сетей, крепко занимающих свои ниши и оттесняющих отечественных ритейлеров. Кроме того, роль играет и выбор общей стратегии сети, места расположения. Магазины ушедших с рынка сетей, как правило, находились в проходных местах, что прямо отражалось на стоимости аренды. Покупательская же способность не выросла так быстро, как многие рассчитывали.

— 2015 год стал годом снижения покупательской активности, — констатировал Иван Федяков, генеральный директор INFOLine. — При этом мы прогнозируем увеличение расслоения населения. Стабильно возрастает бюджетный ценовой сегмент, снижается средний ценовой и верхний ценовой сегменты.»

Однако Федяков называет и ряд положительных моментов для рынка. Leroy Merlin объявил об амбициозной программе развития на российском рынке. Лидер Household IKEA также объявила о продолжении развития в России. Продолжают развиваться и российские компании («Бауцентр», «Максидом», «Стройландия»). Не менее четырёх магазинов в Москве и Санкт-Петербурге планирует открыть в этом году сеть «Домовой».

Необходимо развитие многоканальности

Условия, в которых оказались ритейлеры, требуют расширения каналов продаж. Эксперты рекомендуют много вариантов: гипермаркет, магазин шаговой доступности, онлайн-торговля, электронные киоски, поиск B2B-клиентов и т. д.

Новый генеральный директор сети «Петрович» Евгений Мовчан позиционировал свою компанию как многоканального ритейлера, обеспечивающего покупателю любые комбинации, связанные с заказом, выбором и оплатой товара. Для этого планируется и далее развивать возможность полноценной интернет-торговли.

Сейчас доля оборота компании через сайт составляет 16%. Развивается и клуб друзей, а также профессиональный кол-центр. Заказы принимаются по множеству каналов: 16 отделов продаж на базах, три офиса продаж, сайт, 14 торговых залов. Получение товара тоже вариативно: доставка (за два часа), самовывоз, торговый зал (формат cash & carry; предварительная сборка, почтомат).

Требования к поставщикам в новых условиях

Филипп Мужо, директор по маркетингу сети магазинов Leroy Merlin, главными факторами товарной стратегии сети считает наличие товаров лучших цен в каждой значимой потребности клиентов; развитие товаров собственных торговых марок; работу с брендами для лучшего удовлетворения потребностей всех категорий клиентов. А главными направлениями в работе с поставщиками он назвал построение долгосрочных взаимоотношений; увеличение доли российской продукции в ассортименте (в том числе в товарах СТМ); развитие как федеральных, так и региональных поставщиков; прозрачность в обмене планами развития бизнеса и ценообразования; полный объём информации о товаре для клиентов.

— Будущий успех за теми поставщиками, кто готов работать с большими объёмами продаж при низком проценте маржи, а не наоборот, — убеждён Филипп Мужо.

Для формирования рынка необходимо объединение сетей и производителей
Эксперты рынка считают, что сети, поставщики и производители будут сокращать ассортимент. Смещение массового спроса сейчас происходит в более дешёвый сегмент, и в цепочке производитель — поставщик — сеть становится меньше посредников: доля прямых закупок у производителей вырастет — так же, как и доля прямого импорта. При этом доля товаров из Европы будет сокращаться, а из Китая и Юго-Восточной Азии — возрастать. Доля товаров российского производства вырастет незначительно за счёт замещения импорта, поэтому производителям и сбытовикам для повышения конкурентоспособности надо держаться вместе — укрупняться.

— Возможно, пришло время создать отраслевое объединение, включающие в себя и сети и производителей, — считает Роман Никоноров.

Эксперт приводит в пример европейский рынок DIY, который имеет высокий уровень консолидации. В Европе идёт борьба за первое место между Adeo Group (Leroy Merlin) и Kingfisher (Castorama). Сеть Leroy Merlin сделала ставку на российский рынок и вышла на первое место. Kingfisher готовит сделку по приобретению Mr. Bricolage во Франции. OBI готовится купить BauMax.

В России консолидатора рынка сейчас нет. Но есть возможность создать три-четыре достаточно крупные компании, которые будут интересны инвесторам. Победит тот, кто будет чётко отслеживать потребности покупателей, сможет снизить свои издержки и будет иметь доступ к источникам капитала. Рынок ещё не достиг «дна», однако искать инвестиционные возможности необходимо уже сейчас.

Победит тот, кто будет чётко отслеживать потребности покупателей, сможет снизить свои издержки и будет иметь доступ к источникам капитала.

По материалам сайта retailmagazine.ru

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2013-2017 diysale.ru | Все права защищены